Бюджет Тюменской области не досчитается 18 млрд рублей

Облдума готовится рассмотреть бюджет с перспективой перехода на однолетнее планирование

Тюменская область готовится к сокращению бюджета на 2016 год. Пока парламентарии официально заявляют о формировании привычного бюджета на трехлетний период. Однако в частных беседах заявляют о перспективе перехода на однолетнее планирование. При этом прогнозируют сокращение объема доходов на 18 млрд рублей и уменьшение основного источника покрытия дефицита. В результате ожидается урезание проектов развития, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. Удержать, если не привлечь, инвесторов региональные власти рассчитывают за счет налоговых мер, но ощутить их эффект можно будет лишь в долгосрочной перспективе.

Областная дума приняла пакет законов, снижающих налогообложение для отдельных категорий предприятий. В частности организации, включенные в областной реестр инвестпроектов получат нулевую ставку по налогу на имущество на первый налоговый период, 0,5% – на второй, 1% – на третий. Налог на прибыль устанавливается в размере 14%. По словам главы бюджетного комитета Дмитрия Горицкого, общий объем налоговых преференций составит в абсолютном выражении 2,9 млрд рублей. Однако в перспективе каждый отданный на налоговых льготах рубль дает от 1,5 до 7 рублей доходов в бюджет.

Параллельно власти Большой Тюмени предпринимают попытку изменить налогообложение на федеральном уровне в пользу регионов. Тюменская облдума поддержала инициативу ханты-мансийских парламентариев замены налога на добычу полезных ископаемых налогом на прибыль от реализации добытой нефти по ставке 60%, из которых 12% будут перечисляться в региональные бюджеты.

«Мы поддержали инициативу наших югорских коллег о том, чтобы там, где имеются трудноизвлекаемые запасы, налогообложение вести не по НДПИ, а по налогу на прибыль. По большому счету нам это тоже выгодно. От НДПИ мы ничего не имеем. А по налогу на прибыль будет хоть что-то. Также у нас есть соглашение между законодательными органами наших трех субъектов, чтобы поддерживать интересы друг друга», – пояснил спикер думы «единоросс» Сергей Корепанов.

Спикер думы Сергей Корепанов и депутат Николай Яшкин

Однако парламентарии усомнились в одобрении законопроекта Госдумой, указывая на усиливающуюся тенденцию закрепления налоговых поступлений на федеральном уровне. Впрочем, даже в случае его одобрения, с учетом длительности рассмотрения федеральным парламентом проектов, действие его, по большей части, будет заметно лишь через год. В 2016 году Большой Тюмени придется ориентироваться в существующих налоговых реалиях. Пока в официальных выступлениях депутаты держатся оптимистично и активно приглашают жителей принять участие в публичных слушаниях по обсуждению трехлетнего бюджета Тюменской области, хотя в соседних регионах, указывая на политику федерального центра, переходят на однолетнее планирование и рекомендуют муниципалитетам отказаться от планирования дефицитов.

«Наше региональное законодательство подзаконно федеральному. Если будут приняты федеральные изменения о переходе на однолетний бюджет региональных бюджетов, Тюменская область в любом случае этот вопрос рассмотрит. На мой взгляд, это актуально, потому что, учитывая меняющуюся ситуацию за последний год, нужно реагировать здесь и сейчас. Сложно прогнозировать в такой ситуации не то, что будет через 3 года, а хотя бы будет через год», — делится мнением с «Правдой УРФО» депутат Дмитрий Горицкий.

Председатель комитета по бюджету Тюменской областной думы Дмитрий Горицкий

Принятие Госдумой в третьем чтении законопроекта о переходе на однолетнее планирование тюменские парламентарии ожидают буквально на днях, что толкнет облдуму к принятию аналогичных решений. Хотя региональные парламентарии не скрывают своего протеста против изменения подходов к планированию на фоне сокращение доходов регионального бюджета. Детально его параметры не раскрывают до рассмотрения на согласительных комиссиях, которые приступят к работе на следующей неделе. Однако корректировка ожидается значительная. По словам депутата от КПРФ Тамары Казанцевой, «доходы консолидированного бюджета сократятся на 18 млрд рублей» по сравнению с плановыми доходами, которые на 2015 составляли 111,1 млрд рублей, а в прогнозе 2014 года на 2016 год – 121 млрд. Расходы, как отмечает Горицкий, установлены на уровне 115 млрд рублей, что на 3 млрд меньше показателя текущего года. Таким образом дефицит, запланированный в этом году в 7 млрд рублей, рискует вырасти в несколько раз при том, что основной источник его покрытия, по словам парламентариев, сокращается.

«Моя точка зрения, что сам по себе дефицит (бюджета) – это не плохо. Здесь нужно исходить из источников покрытия. В тюменской области – это переходящие остатки на счетах казначейства. Если есть такой источник, тогда дефицит – не горе. Если его нет, то надо жить по средствам. По крайней мере, корректировки бюджета 2015 и 2014 годов говорят, что данный источник в бюджете региона есть. Но другое дело план с фактом сверить. Если мы возьмем исполнение бюджета за предыдущий год, то видим, что эта дельта между доходами и расходами уже минимальна. Если прогнозировали ее на уровне 5-7 миллиардов, то по исполнению бюджета за 2014 она уже составляет до 3-4 млрд рублей», – указывает на сло жность положения глава бюджетного комитета Тюменской облдумы.

Отметим, 5 лет назад губернатор Владимир Якушев начал реализовывать программу по развитию Тюмени как центра формирования прибыли. Максимально благоприятные условия, созданные для большого бизнеса, привели к тому, что такие гиганты в нефтегазосервисной отрасли, как Schlumberger и Halliburton перерегистрировались в Тюмени. Сейчас, когда крупные владельцы технологий и оборудования попали под санкции США в отношении России, Тюмень стала недосчитываться крупных налоговых платежей. К прочему, в регионе сказалась общая обстановка в стране, в результате чего Тюмень накрыла вторая волна кризиса.

Учитывая негативный прогноз и перспективу однолетнего планирования, парламентарии выражают опасения сокращения ряда социальных программ и проектов, в том числе реализуемых в рамках государственно-частного партнерства.

«При однолетнем бюджете будет большая проблема у малого и среднего бизнеса, в том числе по госконтрактам. Если раньше могли какие-то крупные проекты делать в рамках ГЧП, те же дороги строили по трехлетним контрактам, то сегодня из-за нестабильности будет проблема, которую пока не понятно, как будем решать» , – рассказал «Правде УРФО» заместитель председателя комитета по бюджету, депутат от ЛДПР Михаил Селюков.

Его коллега по фракции Глеб Трубин считает, что однолетнее планирование негативно скажется на активности инвесторов, привыкших просчитывать окупаемость проектов минимум на 5-6 лет вперед.

«Напряженный бюджет», подчеркивает Трубин, потребует усиления контроля как на стадии планирования, так и фактического распределения средств, что, вероятно, будет учитываться при рассмотрении основного регионального закона и работе контрольных органов.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни