Администрацию Екатеринбурга заставят быть «любезнее» с предпринимателями

Регион готов лишить муниципалитеты 2% НДФЛ

Верстка бюджетов на 2016 год привела к очередному витку обострения отношений между властями Свердловской области и Екатеринбурга. Новым поводом для атаки на региональное правительство стала инициатива министерства финансов, предполагающая сокращение норматива зачисления НДФЛ в местные бюджеты. В качестве образчика традиционно был выбран Екатеринбург, который давно заявляет о необходимости оставлять в местном бюджете больший процент налога. По оценкам депутатов гордумы, уральская столица на новациях минфина потеряет около 2 млрд рублей, что «фактически остановит развитие города». Хотя областные финансисты указывают, что «в данном случае стоит говорить лишь о спекуляциях на налоговую тему и политическом пиаре екатеринбургских властей». По данным министерства финансов региона, комплекс мер, принимаемый правительством, не только позволит дать толчок в развитии предпринимательства в муниципальных образованиях, но и расширит доходную базу местных бюджетов. Так или иначе, инициатива областных властей дает толчок к новому витку противостояний между командой губернатора и администрацией Екатеринбурга.

Новшества, предлагаемые министерством финансов Свердловской области по формированию доходной части местных и регионального бюджетов в 2016 году, стали очередным поводом для обострения отношений между екатеринбургскими и региональными властями. После того, как свердловский вице-премьер – министр финансов Галина Кулаченко, сообщила о предполагаемом уменьшении на 2% норматива зачисления НДФЛ в местные бюджеты с 1 января следующего года, в адрес региональных властей высказывается жесткая критика, основным тезисом которой стало обвинение чиновников как минимум в недальновидности – «область забирает у муниципалитетов последние деньги». Традиционно «локомотивом муниципального негодования» выступил Екатеринбург.

Вице-премьер – министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко

Впрочем, как утверждают представители финансового сектора, с которыми пообщалось издание, «по большей части, вся выплеснувшаяся в публичную плоскость информация является не более чем очередными спекуляциями на налоговую тему и пиаром екатеринбургских властей».

Согласно данным регионального министерства, новации финансовых властей предполагают следующую схему: с одной стороны, уменьшается норматив по зачислению НДФЛ в местный бюджет, с другой, муниципалитеты получают 15% от уплаты налога по упрощенной системе налогообложения (сейчас эти платежи полностью зачисляются в областной бюджет). «В условиях экономической нестабильности и учитывая, что поступления по НДФЛ идут пониженными темпами, по нашим оценкам, это приведет бюджеты к более сбалансированному состоянию», – отмечала ранее Галина Кулаченко.

По оценкам группы депутатов городской думы Екатеринбурга, которую контролирует команда сити-менеджера Александра Якоба, лишение муниципалитета 2% НДФЛ – это «выпадение» доходов в размере примерно 2 млрд рублей. Однако согласно предварительным расчетам регионального минфина, предлагаемые местным бюджетам 15% отчислений, в условиях действующих административных барьеров, это более 1,1 млрд рублей дополнительных доходов, 67% или около 800 млн которых будут поступать в бюджет уральской столицы.

«В случае снижения административных барьеров объем платежей увеличится, так как действующие предприниматели будут заинтересованы расширять свой бизнес», – добавляют специалисты минфина. Как отмечают финансисты, важной деталью этих расчетов также является тот факт, что «изымаемые» 2% НДФЛ «не исчезают где-то», а возвращаются в муниципальные образования в форме межбюджетных трансфертов. Как рассказывает собеседник издания, «целевой характер этих средств позволит усилить контроль региональных властей за их расходованием, что нравится не всем городским чиновникам».

Еще один аспект, который необходимо учитывать, по словам представителей регионального минфина, это разработанный областным правительством проект закона, расширяющий перечень видов деятельности, подпадающих под действие патентной системы налогообложения. Как сообщают в министерстве, список пополнится 16 видами деятельности. В теории данная инициатива также должна увеличить доходную часть местных бюджетов. «Таким образом, снижение норматива отчислений НДФЛ на 2% будет в равной степени скомпенсировано поступлением по УСН и патентам», – резюмируют в региональном министерстве.

Фактически же, как отмечают финансисты, муниципалитетам дается возможность расширить свою доходную базу, если они смогут правильно выстроить работу с предпринимателями. «Для территорий предложен еще один инструмент, которым они могут воспользоваться и пополнить свои доходные части. Второй момент: местные доходы напрямую будут зависеть от деятельности муниципальных властей. Чем лучше поработают, тем больше получат. Учитывая, что малый и средний бизнес в большей степени привязан именно к муниципальной власти, и на местном уроне его развивать проще, это обосновано», – отметила вице-премьер – министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко.

В региональном правительстве особо подчеркивают, что увеличение доли малого предпринимательства в экономике территории – это задача, поставленная непосредственно президентом РФ Владимиром Путиным.

«В таких решениях есть своя логика. Видимо, в нашей стране работать с малым бизнесом можно только «через боль». Поэтому лишение гарантированных платежей и замена их на потенциальные платежи от предпринимателей имеет свой смысл. Да, есть риски потери средств местными бюджетами. С другой стороны, кризисные явления уже заставили не самый рентабельный бизнес уйти с рынка, поэтому данный «портфель» уже и не такой рисковый, как кажется», – отмечает независимый финансовый аналитик.

В региональном минфине добавляют, что правительством инициированы и другие новации, позволяющие утверждать, что муниципальные образования не потеряют в своих доходах. Так, на сегодня принят в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О нормативах финансового обеспечения… реализации прав на получение общего образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, муниципальных общеобразовательных организациях и обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета».

В соответствии с изменениями, оплата труда персонала, которая сейчас осуществляется из местных бюджетов, с 2016 года будет финансироваться за счет средств областного бюджета путем передачи субвенций в муниципалитеты.

«С учетом «перераспределения» дополнительные расходы областного бюджета в 2016 году составят порядка 12 млрд рублей, в том числе городу Екатеринбургу из областного бюджета будет дополнительно выделено более 3 млрд рублей. Кроме того, дополнительный объем межбюджетных трансфертов значительно сократит нагрузку на местные бюджеты. В результате за счет высвобождения средств местного бюджета город Екатеринбург получит существенные ресурсы на дополнительное финансирование вопросов местного значения, в том числе транспортного обслуживания населения и на «бюджет развития», – резюмируют специалисты министерства финансов Свердловской области.

В свою очередь, депутат городской думы Екатеринбурга, член комиссии по бюджету и экономической политике Дмитрий Сергин отмечает существующие, по его мнению, перекосы в данной схеме формирования доходной части бюджетов. «Я отслеживаю тему с НДФЛ уже давно, в пример привожу всегда Новосибирск, где муниципалитет получает 40% налога. У нас 18%. Если город потеряет еще два процента налога, а это порядка 2 млрд рублей, это приведет к тому, что бюджет развития в городах будет фактически ликвидирован. Такого не было ни в один из годов в истории современного Екатеринбурга. Денег останется только на текущие расходы, то есть исполнение социальных обязательств», – отмечает Сергин.

Депутат добавляет, что до него пока не доходила информация касательно замены НДФЛ, которую предлагает минфин. Однако, по его мнению, она также не совершенна. «Субвенции это, конечно, хорошо, но необходимо понимать, что это всегда целевые средства, которые выделяются на конкретные проекты. Проблема в том, что на более высоком уровне власти не всегда правильно понимают нужды, существующие у муниципалитетов. Здесь на земле это виднее, понятнее», – комментирует Дмитрий Сергин.

Политологи отмечают, что обсуждаемая тема еще станет «оружием в противостоянии екатеринбургских и региональных властей». «Доверия между сторонами мало. При этом все же знают, что когда что-то отнимают, а потом обещают вернуть из других источников, это выполняется не в полной мере. Плюс возникает вопрос, если существуют другие источники, почему их не использовали ранее? Все знают, что у муниципальных образований есть проблемы с бюджетами, при этом дополнительные источники неожиданно нашлись только в кризис», – рассуждает директор департамента политологии и социологии ИСПН УрФУ Анатолий Меренков.

Эксперты отмечают, что основы конфликта между городом и областью никуда не исчезли, поэтому новация минфина, по их словам, «обязательно, станет поводом для различных спекуляций и политического пиара. Тем более что схемы с НДФЛ фактически уже отработаны». «Если же смотреть на ситуацию вне контекста противостояния, необходимы более подробные расчеты. Понятно, что любая налоговая новация и замена гарантированных платежей на что-то еще особого восторга не вызовет. Безусловно, риски есть. Но они есть всегда. Если данный ход даст импульс к развитию предпринимательства, как на то указывает минфин, для территорий это будет хороший задел», – отмечает собеседник издания.

Добавим, что согласно данным налоговиков, за 8 месяцев текущего года в бюджет Свердловской области было мобилизовано 95,5 млрд руб. различных платежей. Рост составил 9,1%. Основная часть доходов областного бюджета была обеспечена за счет поступлений налога на прибыль организаций (35,2%) и налога на доходы физических лиц (36,5%). По налогу на доходы физических лиц отчисления в областной бюджет составили 34,8 млрд руб. с ростом на 1,4% к 8 месяцам 2014 года.

В доходы бюджетов муниципальных образований перечислено налогов 21,6 млрд руб. с ростом на 2,6% к январю-августу 2014 года. За 8 месяцев 2015 года по налогу на доходы физических лиц отмечен рост поступлений на 4,6%, перечислено 15,2 млрд рублей. Земельного налога собрано 3,4 млрд руб. со снижением к аналогичному периоду прошлого года на 7,3% по причине уменьшения налоговой базы и, соответственно, отчислений по налогу на землю рядом плательщиков.

«Правда УрФО» следит за развитием взаимоотношений.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

1 комментарий к “Администрацию Екатеринбурга заставят быть «любезнее» с предпринимателями”

  1. Сергей

    Тунгусовцы как всегда, занимаются шантажом. Да посмотрим как у них выстроится работа с бизнесом, который не привязан к ВГ 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни