Носов и Якоб разделят областной бюджет

Руководители Екатеринбурга и Нижнего Тагила договорились о выработке особой бюджетной стратегии

Мэр Нижнего Тагила Сергей Носов и глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб договорились о совместных действиях по получению средств из областной казны накануне верстки бюджета-2016. Ожидается, что основной точкой соприкосновения станет сокращение нормативов зачисления в местные бюджеты отчислений по НДФЛ на 2%. Что касается частных притязаний муниципалитетов, то и Екатеринбург, и Нижний Тагил желают пополнить казну на несколько миллиардов рублей за счет межбюджетных трансфертов. В частности, ожидается, что столица Урала вновь потребует у региона деньги на компенсацию проезда льготников, в противном случае грозясь отменить льготный проезд. Однако эксперты считают, что муниципалитеты могут рассчитывать в лучшем случае на несколько сотен миллионов рублей. Они указывают, что удовлетворение их финансовых пожеланий в полном объеме приведет к «обескровливанию» малых городов.

Сити-менеджер Екатеринбурга Александр Якоб и мэр Нижнего Тагила Сергей Носов использовали площадку Russia Arms Expo 2015 для «антиобластных» переговоров, итоги которых вынесли в публичную плоскость. Муниципальные руководители договорились о «выработке единой стратегии по формированию бюджетов городов», сообщили «Правде УрФО» в пресс-службе администрации столицы Урала. Ожидается, что в начале октября в преддверии обсуждения проекта регионального бюджета в Заксобрании екатеринбургская делегация с участием депутатов гордумы посетит Нижний Тагил, где стороны подробнее обсудят план совместных действий по получению средств из областного бюджета.

Сити-менеджер Екатеринбурга Александр Якоб

Как пояснил депутат екатеринбургской думы Вячеслав Вегнер, у обоих городов «очень много одинаковых вопросов, в том числе и об очередном обрезании бюджетов городов через снижение НДФЛ». Как стало известно ранее, в 2016 году во всех свердловских муниципалитетах будут сокращены нормативы зачисления в местные бюджеты отчислений по НДФЛ на 2%. Далее средства будут перераспределены между муниципальными образованиями в форме межбюджетных трансфертов. Возврат данных средств в виде субвенций позволит усилить контроль региональных властей за их расходованием, считают в минфине. Наряду с этим в местные бюджеты будет поступать 15% платежей от предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Кроме того, увеличится количество видов деятельности, где может применяться патентная система налогообложения, платежи по которой также поступают в муниципальные бюджеты.

Однако парламентариев двух крупных городов попытка минфина сбалансировать финансы не устраивает. «Если областные власти не слышат голоса Екатеринбурга и Нижнего Тагила по отдельности, то, возможно, объединение депутатов крупных дум даст такой эффект. И я не считаю, что мы будем что-то просить, – мы потребуем заработанное», – заявил Вегнер. Добавим, екатеринбургские власти традиционно используют аргумент о низкой, по их мнению, доле остающегося в бюджете НДФЛ. Так, вице-мэр Александр Высокинский неоднократно заявлял, что 18% – это «очень мало». 1% НДФЛ екатеринбургские власти приравнивают к 1 миллиарду рублей.

Частные пожелания муниципалитетов рассматриваются в ходе согласительных комиссий в свердловском минфине. 8 сентября свой список министерству представил Нижний Тагил. Согласно документам, изначально «танкоград» просил дополнительно почти 3 миллиарда рублей. В том числе на ремонт 28,4 километра дорог и реконструкцию части Восточного шоссе требуется 879,2 миллиона рублей, на устранение выявленных нарушений в образовательных учреждениях и обеспечение безопасности – 635 миллионов, на «инвестиционную деятельность» – более 500 миллионов. Впрочем, руководство финансового блока администрации осознает, что рассчитывать может на сотни миллионов, а не миллиарды.

«Мы услышали позитивную реакцию на просьбу выделить средства на текущее содержание физкультурно-оздоровительного комплекса в Нижнем Тагиле – это порядка 63 миллионов. Остается вопрос по лизинговым платежам на 20 трамваев – это 77 миллионов, которые мы платим ежегодно. В 2015 году мы полностью оплатили эту статью из муниципального бюджета. Достаточно хорошо был воспринят вопрос по капремонту коллектора в Покровском с требуемым финансированием на уровне 81 миллиона рублей. Также мы просили предусмотреть порядка 12 миллионов на оснащение ряда цехов драмтеатра современным оборудованием», – пояснила «Правде УрФО» замглавы администрации по финансово-экономической политике Евгения Черемных.

Наблюдатели отмечают, что минфин вряд ли пойдет на удовлетворение больших запросов не только из-за напряженной экономической ситуации, но и по причине частых нарушений Нижним Тагилом финансовой дисциплины. «В правительстве до сих пор вспоминают, как Носов пытался отчитаться по программе «Светлый город» светофорами. Постоянно возникают разногласия с минтрансом. Например, летом долго не подписывалось соглашение между министерством и городом о финансировании ряда проектов в дорожной сфере, в том числе строительства моста через реку Тагил. Причина – погрешности в муниципальной документации. Так, софинансирование со стороны муниципалитета должно составлять не менее 5%, они же показывали меньшую цифру», – пояснил источник, близкий к региональному кабмину.

Мэр Нижнего Тагила Сергей Носов

Кроме того, на уровне области считают неосмотрительным решение Сергея Носова предоставить подрядчику-строителю ФОКа «Президентский» муниципальные гарантии на сумму почти 360 миллионов рублей. Мэр рассчитывал получить средства из федерального бюджета, но этого до сих пор не произошло. По данным Черемных, лишь 200 миллионов рублей для Нижнего Тагила предусмотрены в бюджете на 2016 год. «Но мы работаем над тем, чтобы получить их в конце текущего года. По оставшимся 159 миллионам также ведутся переговоры», – заявила заместитель Носова.

Требования Екатеринбурга минфин рассмотрит только 15 сентября. Однако уже ясно, что основным станет вопрос, связанный с компенсацией льготного проезда. С 1 октября мэрия ликвидирует социальную «Екарту», что может привести к фактическому упразднению льгот, хотя городские чиновники опровергают это. В контексте споров вокруг бюджета следует воспринимать и намерение мэрии поддержать перевозчиков, требующих поднять стоимость проезда в общественном транспорте. На компенсацию проезда льготных категорий граждан муниципалитет попросит порядка 1,2 миллиарда рублей.

Другой традиционной статьей расходов, которую город предпочитает реализовывать за счет области, является дорожный ремонт и строительство. В частности, крупным проектом, требующим вложений, является строительство второго выезда из микрорайона Компрессорный. В этом году мэрия Екатеринбурга заключила контракт на его проектирование с ООО «Гордорпроект», ранее разработавшим проект по строительству дороги в Краснолесье в рамках программы «Столица». Стоимость контракта – 9,95 млн рублей. Реализация проекта предварительно потребует в 1 млрд рублей.

Оценивая «объединение Носова и Якоба против Куйвашева», политологи напоминают, что руководство двух крупнейших свердловских муниципалитетов делает это каждый раз, когда хочет надавить на область при решении какого-либо острого вопроса. «Союз логичен, учитывая приятельские отношения Сергея Носова и Владимира Тунгусова (замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам организации управления – руководитель аппарата. – Прим. ред.). Кроме того, Носов продолжает питать губернаторские амбиции, поэтому любое «потепление» в отношениях с областной администрацией носит номинальный временный характер», – считает знакомый с ситуацией источник «Правды УрФО».

Ряд депутатов Заксобрания, в свою очередь, считают, что подобная «коалиция» неприемлема. Если региональные власти будут удовлетворять финансовые пожелания Екатеринбурга и Нижнего Тагила в полном объеме, то малые муниципалитеты окажутся попросту «обескровлены». «Крупные муниципалитеты и так получают ровно столько, сколько им причитается. И дополнительное финансирование находится постоянно, в том числе в связи с реализацией в этих городах крупных мероприятий. В других городах проблемы копятся гораздо дольше. В Первоуральске, например, фактически нет дорог. Все должны шагать в ногу, а область – развиваться равномерно», – считает лидер фракции ЛДПР в ЗакСо Денис Носков.

«Правда УрФО» следит за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни