Таможня УрФО сократит персонал из-за транспортных компаний

Перевозчики и таможня констатируют многократное снижение грузооборота в УрФО

Состояние рынка авиационных грузоперевозок в УрФО приблизилось к катастрофическому. Карго-перевозчики заявляют о небывалом падении объемов грузооборота и многократном сокращении поставок по традиционным маршрутам из Турции, Китая и Объединенных Арабских Эмиратов. Даже наиболее крупные игроки уральского карго-рынка AVS Group, «Север-Юг» и «Карго групп» терпят значительные убытки, в то время как мелкие транспортно-логистические структуры, занимавшие локальные направления доставки, и вовсе проваливаются. Обрушение рынка вызывает цепную реакцию – спад грузопотока по зарубежным направлениям ведет к уменьшению поступления платежей в бюджет, корректировкам планов со стороны Федеральной таможенной службы и вынужденным сокращениям штатов как в транспортных организациях, так и в таможне. В качестве основных причин сложившейся ситуации наблюдатели называют волатильность рубля, перенасыщенность среднесегментного рынка товаров народного потребления, а также «ангажированные действия государственных надзорных органов под предлогом реализации курса на импортозамещение».

Источники в транспортных компаниях, контролирующих рынок карго-перевозок УрФО, сообщают о падении грузооборота на 60% в первом полугодии 2015 года. По отдельным направлениям, в частности, турецкому, спад, как утверждают собеседники издания, еще выше – до 80%. Общие негативные тенденции наметились еще в 2014 году, когда официальная таможенная статистика зафиксировала уменьшение грузооборота на 1,8% с 5,7 млн тонн в 2013 году до 5,6 млн тонн по итогам 2014 года и стоимостного выражения товарооборота на 5,8% с 11,4 млрд рублей до 10,7 млрд рублей в аналогичный период. Прогнозы аналитиков на 2015 год характеризуются как «катастрофические», прежде всего, в отношении авиаперевозок.

На территории УрФО в настоящее время функционирует 7 международных аэропортов – в Екатеринбурге (Кольцово), Челябинске (Баландино), Тюмени (Рощино), а также в Магнитогорске, Сургуте, Нижневартовске и Ханты-Мансийске. Кроме того, открыт морской грузовой порт в арктическом поселке Сабетта, куда в скором времени также начнут прибывать авиасуда из-за рубежа. Тем не менее, львиная доля грузовых поставок (до 80%) осуществляется через аэропорт Кольцово, входящий в пятерку ведущих авиагаваней страны.

Именно в Екатеринбурге уменьшение объемов товарного грузопотока ощущается наиболее значительно. Негативные прогнозы начальник Кольцовской таможни, контролирующей оформление авиагрузов, Сергей Абросимов давал еще в феврале, предположив спад до 20% по итогам текущего года. Однако ситуация развивается по еще более пессимистичному сценарию.

«Положение действительно тяжелое. По нашим текущим оценкам, фиксируется кратное уменьшение карго-перевозок – до 60%. У наших конкурентов на рынке аналогичная ситуация. Среди причин, которые этому способствуют, выделю несколько основных. Это резкие скачки курса рубля по отношению к основным валютам, перенасыщенность рынка товаров народного потребления, формировавшаяся на протяжении последних лет, а также непродуманные действия надзорных органов, Роспотребнадзора в частности. Клиенты, которые много лет работают с нами, просто не знают, как вести себя в такой ситуации, перейдя в режим ожидания. Если бы они были уверены, что курс рубля будет стабилен, люди бы приспособились к актуальной обстановке и исходили из нее. Сказывается и общее снижение покупательной способности населения. Наконец, государство, реализующее программу импортозамещения, что, конечно, правильно, в то же время развязало руки надзорным органам. Сейчас взялись за импортную бытовую химию, изымаемую с прилавков. Естественно, те, кто ввозил товар десятками тонн и платил налоги в бюджет, сейчас его не повезут», – обрисовал «Правде УрФО» положение на карго-рынке собеседник, близкий к руководству AVS Group.

Его коллега в другой крупной карго-компании УрФО «Север-Юг» описывает падение рынка еще более мрачными красками. Как утверждает сотрудник, отвечающий за доставку авиагрузов заказчикам с азиатского направления, «рынок практически достиг дна». Ранее компания, использующая «белые схемы» перемещения товаров, считала посредственным результатом еженедельное прибытие 30 тонн груза из Турции. Летом 2015 года, по словам представителя карго-компании, «поступает максимум 5 тонн в неделю, которые везут в грузовых отсеках пассажирских судов». От использования грузовых лайнеров ИЛ-76 пришлось отказаться ввиду нерентабельности, как и от собственного офиса в Стамбуле. По другим направлениям ситуация схожая, «может быть, из ОАЭ возят чуть больше, в основном запчасти и одежду, но также намного меньше, чем еще год назад».

На объемы грузопотоков повлиял и рост расценок на доставку товаров авиатранспортом. За последние полтора года они выросли в несколько раз. Чтобы доставить из Объединенных Арабских Эмиратов партию груза, получатель должен заранее заложить в будущую цену реализуемого товара расходы на транспорт. В частности, стоимость перевозки одного килограмма автозапчастей варьируется в пределах 7-10 евро за килограмм, одежды, не относящейся к маркам люкс-категории, – до 9 евро, осветительного оборудования – до 7 евро. В условиях непрогнозируемой волатильности рубля, необходимости оплачивать различные разрешения государственных надзорных органов и аренду торговых площадей, а также работы в постоянном ожидании проверок со стороны Роспотребнадзора, участники ВЭД либо минимизируют активность, переходя в режим «летаргического сна», либо переключают основной акцент на другие сферы деятельности.

Лавинообразное падение грузопоставок коснулось не только карго-перевозчиков, но и рядовых предприятий УрФО, ведущих внешнеэкономическую деятельность собственными силами либо с помощью таможенных брокеров. Снижение ВЭД отмечают сами сотрудники таможен, прежде всего в сфере грузооборота.

«Несомненно, спад присутствует. Еще в 2013 году со всех направлений в неделю в аэропорту оформлялось до 200 тонн грузов. Сейчас в лучшем случае 30 тонн. При этом объемы уменьшились не только у крупных карго-перевозчиков, кризис коснулся и рядовых участников внешнеэкономической деятельности – различных организаций, предприятий и фирм. Думаю, что по итогам года, по оптимистичным подсчетам, будет зафиксировано снижение в 3-4 раза. Летний период не самый показательный в этом отношении, сейчас присутствует и сезонный спад, активность возрастает в сентябре-октябре, однако при нынешних условиях вряд ли стоит ждать кардинальных изменений. Что касается количества оформленных деклараций, то здесь спад не так велик, около 5%, но это не отражает реального положения дел. Если раньше, например, оформлялась грузовая партия из 10 товаров весом 10 тонн, то сейчас эти же 10 товаров весят 200 килограммов. Уменьшаются и платежи. Не исключаю, что со стороны Федеральной таможенной службы плановые задания будут вынужденно скорректированы», – сообщил изданию источник в структуре Уральского таможенного управления.

Представители брокерских таможенных организаций сообщают, что кризис на рынке грузоперевозок может стать косвенным импульсом для «оптимизации штатов в ведомстве». Под этим следует понимать сокращения сотрудников, прежде всего, младшего и среднего руководящего звена – начальников отделов и отделений, в том числе ключевых.

В настоящий момент на базе Екатеринбургской таможни проводится эксперимент, призванный, по замыслу разработчиков, ускорить процессы оформления товаров за счет масштабного внедрения системы электронного декларирования и объединения отделов оформления на базе ЦЭД. Итоги эксперимента будут подведены в сентябре, но уже сейчас брокеры прогнозируют вероятные сокращения сотрудников и экс-начальников либо вынужденный перевод в структурные подразделения, «не связанные с оформлением товаров, а занятые рутинной бюрократической работой».

Эксперты, следящие за динамикой рынка грузоперевозок, не видят в ближайшей перспективе факторов, способных изменить ситуацию к лучшему. Для стабилизации ситуации, по словам руководителя отдела ВЭД одной из крупных транспортно-логистических организаций Среднего Урала, «необходимо понимать, каким будет курс рубля в ближайшие месяцы, и при этом исключительно важно, чтобы он был относительно стабильным».

«Перевозчики способны работать даже в условиях крайне низкого курса рубля, но стабильность имеет решающее значение. Только при выполнении данного базового условия, а также повышении спроса на товары народного потребления при сохранении доступного ценового сегмента и отказе от использования надзорных органов в качестве «цепных псов» под предлогом импортозамещения перспективы выхода из кризиса становятся видимыми в среднесрочной перспективе», – заключает собеседник издания.

«Правда УрФО» следит за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни