УФАС разрушило рекламную монополию мэрии Екатеринбурга

Версия для печати

Екатеринбургское ТТУ заставили размещать рекламу на основании конкурсов

Монополия «ГорТрансРекламы», арендовавшей на 15 лет весь подвижной состав ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление», скоро может пасть. Чтобы избежать претензий УФАС, ТТУ пришлось «найти» соглашение, в соответствии с которым компания не имеет эксклюзивных прав на размещение рекламы. Этим воспользовалась фирма «Эскиз-Регион», являвшаяся монополистом-партнером МУПа до прихода «ГорТрансРекламы». Компания направила в управление свое коммерческое предложение. Участники рынка полагают, что заход в ТТУ второй фирмы поможет снизить цены для контрагентов. Однако общественников и депутатов гордумы больше беспокоит не выгода рекламщиков, а финансовое состояние МУПа. По их подсчетам, сегодня ТТУ получает лишь 15% от возможного рекламного дохода. С высокой долей вероятности ситуацию может переломить лишь распределение площадей на основании конкурсов.

Свердловское управление антимонопольной службы закрыло дело против екатеринбургского муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление» и ООО «ГорТрансРеклама». Процесс, инициированный «РосПил УрФО», шел год. Юрист организации указывал на незаконность заключенного в 2011 году между ТТУ и коммерческой структурой договора на размещение рекламы на бортах всех трамваев и троллейбусов сроком на 15 лет. Согласно ему, компания ежегодно отчисляла МУПу 15 млн рублей, при этом прибыль организации, по подсчетам экспертов, могла превышать 100 млн.

На решение антимонопольщиков повлияло предъявленное ТТУ дополнительное соглашение, в соответствии с которым «ГорТрансРеклама» не имеет эксклюзивных прав на размещение рекламы – то есть конкуренцию ей может составить любая другая организация. По мнению участников рынка, договор мог быть заключен задним числом. В пользу этого предположения говорит тот факт, что о его существовании стало известно лишь недавно, тогда как первые проверки надзорных ведомств стартовали еще в 2012 году.

Также эксперты отмечают, что документ может внести еще большую путаницу в рекламное направление деятельности ТТУ. «Как будет делиться подвижной состав и маршруты между контрагентами? Будет ли отдаваться приоритет «ГорТрансРекламе», раз договор был заключен с ними первыми? Очевидно, эти вопросы будут решаться чиновниками и руководством ТТУ. Ни о какой прозрачности не может идти речи», – считает юрист «РосПил УрФО», член городской общественной палаты Екатерина Петрова.

Юрист Екатерина Петрова

Известно, что коммерческое предложение ТТУ уже направила фирма «Эскиз-Регион», являвшаяся монополистом-партнером МУПа до прихода «ГорТрансРекламы». Как рассказал «Правде УрФО» исполнительный директор фирмы Игорь Погадаев, в ТТУ обещали дать ответ 10 августа. В самом МУПе затруднились оперативно пояснить, не поступали ли к ним предложения от других игроков. Впрочем, участники рынка считают, что иной претендент вряд ли появится. «Создание компании в 1995 году предваряло голосование руководителей пяти депо – тогда решался вопрос, быть рекламе в ТТУ или нет. Они – единственная организация, которая может обеспечить полный цикл услуг. Их бригады монтажников имеют огромный опыт работы. Другие игроки не располагают такой базой, и формировать ее с нуля нет никакого смысла», – рассказал источник издания.

Собеседник «Правды УрФО» напомнил, что для «Эскиз-Региона» замена его на «ГорТрансРекламу» стала неожиданностью. Фактически договор с прежним монополистом в 2011 году не стали заключать под предлогом наличия рекламы с просроченной оплатой на части вагонов. Хотя фирма предлагала погасить задолженность и предлагала ТТУ контракт с более выгодными финансовыми условиями, чем у конкурента. Источники намекают на возможность получения МУПом и профильными чиновниками отката за заключение договора с новым игроком. К прочему, они указывают на связь бенефициаров «ГорТрансРекламы» – Армена и Баграта Газарянов и Ромео Геворкяна с директором МБУ «Зеленстрой» Либаритом Кетцяном.

Участники рынка, сегодня работающие с «ГорТрансРекламой», полагают, что заход в ТТУ второй фирмы поможет снизить цены для контрагентов и, следовательно, для заказчиков. Это повлечет за собой небольшое оздоровление просевшего в 2015 году рынка. По данным игроков, «Эскиз-Регион» готов не только к «одиночному» демпингу, но и предварительным переговорам с нынешним монополистом насчет параллельного снижения расценок.

Однако общественников и депутатов гордумы больше беспокоит не выгода рекламщиков, а финансовое состояние важного муниципального предприятия. По самым грубым расчетам, 15 миллионов рублей, которые платит ТТУ «ГорТрансРеклама», составляют всего 15% от общего объема поступлений от использования подвижного состава в рекламных целях. Под давлением муниципального парламента администрация Екатеринбурга в конце 2014 года инициировала проведение конкурса на право размещения рекламы на бортах трамваев и троллейбусов. Сначала сдать вагоны в аренду на год чиновники попытались за 70 млн рублей, затем – за 64 млн, но желающих не нашлось. По мнению общественников, МУП все сделал для того, чтобы отбить интерес у возможных участников.

«Во-первых, согласно документации получалось, что ТТУ будет платить фирме, которая размещает рекламу, а проект договора говорил об обратном. Полнейшая путаница. Во-вторых, непонятен принцип формирования цены. На думе отдельные депутаты говорили, что готовы перекупить контракт за 30 миллионов, «ГорТрансРеклама» дает 15 миллионов, а в документации мы видим цифру 60-70 миллионов», – указала член городской общественной палаты Екатерина Петрова.

Отметим, общественники не собираются отступаться от проблемы. В ближайшее время на базе муниципальной ОП должен пройти круглый стол, посвященный отношениям ТТУ с рекламными контрагентами. Предполагается, что по его итогам администрация приступит к разработке нормативно-правового акта, регламентирующего размещение рекламы на бортах общественного транспорта по результатам открытого конкурса. Процесс должен быть организован по аналогии с размещением наружной рекламы.  Отметим, ближе к концу 2014 года рекламные площади стали распределяться по результатам конкурсов, так, по итогам первого квартала 2015 года рекламные доходы казны выросли на 70%.

Экс-директор ТТУ Александр Мирошник

Однако в МУПе, по мнению наблюдателей, пока всеми силами сопротивляются нововведениям. В то же время руководство ТТУ не устает жаловаться на бедственное положение предприятия, спровоцированное, в частности, долгами за перевозку льготников. Так, в 20-х числах июля транспортное предприятие отсудило у администрации Екатеринбурга почти миллиард рублей. Прежнее руководство МУПа также не отличалось рачительным отношением к хозяйству. Экс-директор ТТУ, а ныне глава Октябрьского района Александр Мирошник обвиняется в злоупотреблении полномочиями. Ущерб, согласно материалам дела, оценен в 20 млн рублей. По версии следствия, Мирошник по завышенной цене купил у коммерческой организации непригодные трамваи. При этом, как уточняет следствие, руководитель мог приобрести технику у другого поставщика по цене в 10 раз ниже.

«Правда УрФО» следит за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code