Мишарин подкинул УрФО проект на 150 миллиардов рублей

Вице-президент РЖД представил ВСМ Екатеринбург – Челябинск

РЖД готовит к запуску проект высокоскоростной магистрали Екатеринбург – Челябинск, который будет реализован в рамках строительства ВСМ Москва – Пекин после создания участка Москва – Казань. Транспортная артерия между двумя уральскими мегаполисами, по мнению первого вице-президента РЖД Александра Мишарина, позволит создать агломерацию и в течение десятилетия принесет регионам порядка 500 млрд рублей, более чем в 3 раза окупив затраты на ее создание. Однако 150 млрд на строительство участка Екатеринбург – Челябинск, большую часть из которых предполагается привлечь из бюджетных источников, пока найти проблематично. В РЖД даже на завершение проектирования участка Москва – Казань, которому недостает 2 млрд рублей, не исключают обращений за кредитами. Эксперты ищут выход в расширении сотрудничества с азиатскими банками и выпуске облигаций ВСМ.

Проект развития ВСМ на Урале сегодня был представлен на выставке «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге. В текущем году, по словам Александра Мишарина, будет завершено проектирование участка магистрали Москва – Нижний Новгород, в 2016 году – продолжение железнодорожной ветки до Казани. В рамках масштабного проекта ВСМ Москва – Пекин просчитывается и стоимость участков Казань – Екатеринбург и Екатеринбург – Челябинск. Однако пока средства даже на проектирование выделены не в полном объеме. На завершение проекта линии Москва – Казань не хватает 2 млрд рублей. По словам первого вице-президента РЖД, средства возможно получить при внесении корректировок в госбюджет осенью 2015 года либо привлечь в виде займов под госгарантии. В финансировании проекта Москва – Пекин в целом Александр Мишарин сомнений не допускал.

«Сегодня сторонами подписан меморандум о сотрудничестве, рассматривается возможность вложения китайской стороной 52 млрд в уставный капитал, предоставление долгосрочных кредитов в 250 млрд рублей под гарантии правительства, плюс 52 млрд – на втором этапе строительства. Сегодня идет работа на международных финансовых рынках. Нам поручено до конца этого года досогласовать условия, чтобы в следующем году подписать межправительственное соглашение. Самое главное, что можем применить реально работающие технологии, которые создавались в Германии, Франции, Бельгии, Японии. Когда понятно, что строят, – деньги находятся», – рассудил вице-президент РЖД.

Первый вице-президент РЖД Александр Мишарин

Плюсы для уральских регионов железнодорожники отмечали еще до как таковой прокладки ВСМ по территории федерального округа. Только щебня на участок Москва – Казань потребуется порядка 100 млн кубометров, а сборных железобетонных конструкций – более 20 млн кубометров, что равно годовому объему выпуска всех мостостроительных заводов страны. Подписанный в мае меморандум о сотрудничестве с КНР предусматривает локализацию на территории РФ китайских производств в рамках строительства и работы магистрали, что также должно дать импульс развитию ориентированных на железнодорожную тематику уральских заводов.

«За счет сокращения хода от Екатеринбурга до Челябинска до часа формируется, по сути, новая агломерация, что дает колоссальные экономические эффекты, которые в течение 10 лет достигают более 500 млрд рублей, что существенно превышает потребность в ресурсах для реализации таких проектов», – описывал перспективы Мишарин, при этом конкретные сроки появления участка ВСМ между уральскими миллионниками не указывал, замечая только наличие линии в государственных планах до 2030 года.

Президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой предложил построить ВСМ до морского порта Усть-Уга, выход на который давал бы еще один торговый путь для стран востока и запада. Еще на этапе строительства ВСМ Екатеринбург – Челябинск, по его данным, рост ВВП двух регионов составит 85 млрд рублей, из которых 55 млрд приходится на Свердловскую область и 30 млрд – на Челябинскую, а дополнительные доходы в бюджеты в течение 10-летия после ввода в эксплуатацию достигнут 290 млрд рублей. Хотя как именно разделится последняя сумма, частично будет зависеть от конкретного маршрута ВСМ.

«Нами были рассмотрены 2 варианта трассировки: один через Каменск-Уральский, второй – через Касли – Озерск – Снежинск. Предпочтительным является вариант через Касли в связи с тем, что на нем уже имеется небольшая агломерация с высоким технологическим и научным потенциалом. Я говорю о предприятиях «Росатома» в Снежинске… Экономические эффекты в будущем превышают более чем в 2 раза затраты на создание ВСМ», – предлагал управляющий директор Федерального центра проектного финансирования ВЭБа Илья Пономарев.

Затраты на строительства участка ВСМ Екатеринбург – Челябинск эксперты оценивают в 150 млрд рублей. Привлечь средства возможно «за счет небюджетного фондирования» и «через сложноструктурированные облигации». По мнению Пономарева, такой инструмент будет востребован широким количеством инвесторов с связи с высокой степенью надежности проекта. Заместитель руководителя департамента проектного и структурного финансирования «Газпромбанка» Сергей Молочных добавлял к этому возможности привлечения к проекту ВСМ «Азиатского банка инфраструктурных инвестиций» и банка БРИКС.

Для китайских партнеров вопросы финансирования ВСМ отодвигались на второй план. Они уже строили планы запуска собственных высокоскоростных поездов по еще непостроенной ветке Москва – Пекин. Так, вице-президент CRRC Corporation Limited Сунь Юнцай рекламировал новый скоростной поезд, способный разгоняться до 385 километров в час и функционировать при температуре от -40 до +40 градусов. Российское предприятие «Уральские локомотивы» пока подобными достижениями похвастаться не могло (самый быстрый электропоезд СП «Синары» и Siemens «Ласточка» разгоняется до 160 километров в час), хотя и рассчитывало создать поезд, который в будущем сможет конкурировать на азиатском пространстве. О соперничестве с европейскими производителями, чьи поезда способны разгонятся до 570 километров в час, и речи не шло. Хотя Александру Мишарину глава «Синары» Дмитрий Пумпянский позже на производстве «Уральских локомотивов» подробно описывал новую модель «Ласточки» с улучшенными скоростными характеристиками, локализовать на 80% которую предприятие намерено в 2017 году. В присутствии первого вице-президента РЖД представители «Синары» и Siemens подписали меморандум о производстве вагонов высокоскоростного поезда «Сапсан». Суть документа при этом засекретили от членов областного правительства, как и переговоры Дмитрия Пумпянского с главой Минпромторга РФ Денисом Мантуровым о поддержке предприятий холдинга. По данным источников «Правды УРФО», уральскому олигарху удалось добиться поддержки проектов «Синары» от чиновника.

«Правда УРФО» продолжит следить за событиями.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни