Челябинские компании отказали Дубровскому в росте зарплаты

Предприятия ссылаются на кризис и отсутствие средств

Челябинский кабмин в ответ на требование губернатора Бориса Дубровского заявил о повышении зарплат бюджетников. В среднем по отраслям социальной сферы рост составит 5%. Промышленники же, к которым в первую очередь обращался глава региона на праймериз «Единой России», в значительной степени настойчивую просьбу проигнорировали. Причины на предприятиях объясняют «экономическим кризисом», откладывая индексацию на неопределенный срок и ставя на первое место выплату накопленных перед трудовым коллективом долгов. Причем последние приходится зачастую выбивать с помощью акций протеста и профсоюзов. Внимание партии, в состав которой входят главы ряда крупных челябинских компаний, в трудовых коллективах пока слабо заметно, хотя лозунг выплат зарплат ЕР сделала одним из основных в предвыборной кампании.  

 Сегодня представители профильных министерств Челябинской области представили подробный отчет о планах роста зарплат бюджетников с увеличением инфляции в 2015 году. Повышение ожидается с 1 июля, рост окладной части составит 5%, что потребует порядка 2 млрд рублей. Как сообщила начальник отдела методического обеспечения регулирования оплаты труда ГУТиЗН Челябинской области Надежда Егорова, собственных внутренних резервов на такую индексацию у ведомств нет, поэтому средства будут выделены из областного бюджета.

Зарплатное финансирование чиновники уже распределили по отраслям. Так, министерству образования с 1 июля выделяются дополнительные ассигнования – чуть более 630 миллионов рублей, которые будут направлены на повышение размера должностных окладов всем работникам системы образования. Заместитель министра социальных отношений Челябинской области Татьяна Шин сообщила, что повышение коснется почти 13 тысяч человек, задействованных в социальной сфере. Объем дополнительных средств на эти цели составит около 80 миллионов рублей. Провести индексацию рекомендовано всем муниципальным учреждениям соцсферы.

Индексация коснется всех работников бюджетных учреждений здравоохранения независимо от их формы собственности. Всего в системе здравоохранения сейчас работает более 60 тысяч человек. Также повышение зарплат на 5% пройдет в государственных и муниципальных учреждениях культуры.

Запланирован рост на предприятиях сельского хозяйства. Как сообщил заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Раевский, темп роста заработной платы в сельхозпроизводстве выше показателя в целом в экономике Челябинской области. Средняя зарплата у работников сейчас составляет 17 тысяч 997 рублей, что практически в 2 раза выше уровня 2009 года.

Для остального промышленного сектора региона поставленные губернатором Борисом Дубровским на праймериз ЕР задачи повышения оплаты труда персонала оказались не столь тривиальны. Относительно благополучно, по данным профсоюзов, складывается ситуация на предприятиях металлургии и энергетики. Так, на ЧМК в рамках колдоговора повышение зарплат прошло в апреле. «Доппремирование в пределах 10% по году. Мы выплатили квартальную премию, действие колдоговора сохраняем. Это тяжело дается, радужных настроений не наблюдается. Люди чувствуют ситуацию нестабильности, но сокращений на предприятии нет», – рассказал «Правде УРФО» председатель профкома ЧМК Владимир Поносов.

Не обнаруживают проблем с повышением оплаты труда профорги и на предприятиях энергетики. Впрочем, и ставки сотрудников на многих из них едва превышают прожиточный минимум.

«На наших предприятиях действует колдоговор, в рамках которого происходит повышение. Тарифная ставка электромонтеров составляет 6 тысяч, с 1 июля она будет повышена на 402 рубля, а через квартал достигнет 6,9 тысячи рублей. В «Фортуме», к примеру, тарифная ставка выше: 9 тысяч рублей», – поделился с «Правдой УРФО» руководитель челябинской областной организации «Всероссийский Электропрофсоюз» Леонид Коршунов.

Не столь однозначно в сравнении с энергетиками выглядит ситуация в транспортном секторе. Если на предприятиях Челябинска и Копейска согласно колдоговорам с 1 апреля прошла индексация, то в Троицке стоит вопрос не только о росте зарплаты, но и как таковой ее выплате. По данным председателя областного профсоюза работников транспорта Натальи Вараксиной, в троицком автобусном муниципальном предприятии после разделение его на два юрлица (межрайонное и городское), возникли долги по зарплате.

«Зарплата не индексировалась с 2008 года. Тариф у водителя 36 рублей, у кондуктора 17,6 рубля в час. У кондукторов средняя зарплата 8 тысяч, 9 – с переработкой. У водителей – чуть больше 13 тысяч», – привел цифры руководитель первичной профсоюзной организации МУП «Троицкое пассажирское автотранспортное предприятие им. Макеева» Николай Гузеев.

По его словам, в организации работает около 40 водителей и 40 кондукторов. В развале муниципального предприятия профорг винит администрацию Троицка. К решению проблем МУПа он пытался привлечь прокуратуру и областной минстрой, курировавший транспорт.

«В 2013 прокуратурой признано неприятие МУПом мер, связанных с безопасностью, автобусы изношены. Были у министра строительства Виктора Тупикина год назад, там приняли решение, чтоб власти автобусы приобрели, но это решение не исполнено», – сетует Николай Гузеев. Впрочем, в пресс-службе администрации Троицка обвинения Гузеева отвергли, заявив, что прилагают усилия к улучшению положения транспортников: с 2008 года зарплата водителей выросла с 12 до 16 тысяч, а кондукторов – с 6,8 до 9,5 тысячи рублей.

В челябинской областной организации Горно-металлургического профсоюза России вопрос индексации зарплат считают центральным в трудовых отношениях с работодателями. Как ранее сообщала «Правда УРФО», ряд работодателей согласились на повышение оплаты труда персонала лишь в случае дополнительных доходов предприятий и выполнения производственных планов, что прописали в колдоговорах. В настоящее время, по словам главы челябинского обкома ГМПР Юрия Горанова, в отрасли наблюдается «очень неоднозначная ситуация».

«Номинально зарплата растет, но ее реальное содержание падает. За прошедший год номинальный рост составил 5%, но реальное падение – те же 5%. Что касается инициативы Дубровского (повышения зарплат. – Прим. ред.), мы двумя руками за, нас поддержала партия власти. Там неоднократно говорили, нужно сохранять реальную зарплату за счет индексации. В апреле нас поддержали, было сделано обращение к работодателям».

Однако откликнулись на призыв профсоюзов далеко на все промышленники. Так, в «Бакальском рудоуправлении» (входит в НПРО «Урал») индексация задерживается с января 2015 года, а долги по зарплате за май были выданы лишь под угрозой акций протеста со стороны трудового коллектива, о чем подробно писала «Правда УРФО». С начала июля профком готовится продолжить переговоры с руководством БРУ об индексации, которая должна быть проведена по итогам 2014 года. В колдоговоре на текущий год повышение зарплат на предприятии не предусмотрено. По информации Юрия Горанова, в целом положения об индексации существуют только на 30% предприятий горно-металлургической отрасли. В качестве «горячих точек» профлидер назвал «Уфалейский завод машиностроения», который дважды проходил через процедуру банкротства, «Уфалейникель», ЗЭМЗ, «Магнезит».

«Вообще, Верхний Уфалей – неблагоприятная территория. На «Уфалейникеле» повысили зарплату на 10%, но она по-прежнему ниже среднеобластной, составляет около 20 тысяч рублей, тогда как средняя по отрасли – 34 тысячи», – заявил Горанов.

Также профорг отметил непростую ситуацию на ЗЭМЗ, где зарплата не индексировалась более года, и «Магнезите», где не было индексации 2 года. Хотя менеджмент последнего в начале июня поддержал идею Дубровского и пообещал увеличить зарплату на 5% в рамках предвыборных инициатив ЕР.

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский

В областной федерации профсоюзов самой «горячей точкой» назвали «ЧТЗ-Уралтрак» (входит в корпорацию «Уралвагонзавод»). Задолженность по зарплате на предприятии составляет более 250 миллионов рублей, а неделю назад возле него прошел очередной пикет, в котором приняли участие более 300 человек. Однако УВЗ предпринимает усилия для решения проблем завода.

В региональном машиностроении, по словам руководителя областной организации профсоюза машиностроителей Юрия Пучкова, также наблюдается кризис, ряд предприятий переведены на 4-дневную рабочую неделю. В то же время отдельные игроки отрасли готовы идти на повышение. Так, «Копейский машзавод», по данным профлидера, собирается поднять оплату труда 11%.

В целом причины отсутствия индексации на предприятиях объясняют снижением числа заказов, ростом тарифов и «общим экономическим кризисом». В ближайшие месяцы на большинстве опрошенных изданием промпредприятий возможности для повышения не видят.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни