«Сургутнефтегаз» нагрузил ХМАО и Тюмень проблемами «ЮТэйра»

Спасать перевозчика предлагают за счет регионов

Деньги налогоплательщиков Тюменской области и ХМАО-Югры могут в очередной раз пойти на спасение авиакомпании «ЮТэйр», принадлежащей через Пенсионный фонд ОАО «Сургутнефтегаз». Вложиться в убыточный проект власти субъектов могут через выкуп допэмиссии авиакомпании. Такой вариант им предложил сам перевозчик. Как утверждают в правительствах регионов, решение о поддержке «ЮТэйра» будет зависеть от позиции федерального центра по госгарантиям для авиакомпании. В свою очередь, близкие к авиакомпании источники утверждают, что вопрос с господдержкой можно считать решенным, несмотря на то, что ее еще должна одобрить правительственная комиссия под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Эксперты же называют экономическую модель «ЮТэйра» несостоятельной и недоумевают, почему «спасать» коммерческую структуру должны за счет средств жителей региона.

Бюджеты Тюменской области и ХМАО-Югры могут сократиться в пользу авиакомпании «ЮТэйр». Как рассказали «Правде УРФО» в пресс-службе губернатора Тюменской области, в правительство региона поступило предложение о выкупе допэмиссии перевозчика, добавив, что будут рассматривать его совместно с властями ХМАО.

Аналогичную информацию изданию подтвердили и в правительстве ХМАО-Югры, акцентировав внимание на том, что решение о помощи будет зависеть от позиции комиссии под председательством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова по вопросам предоставления «ЮТэйру» госгарантий.

Отметим, что вложения в «ЮТэйр» регионов могут составить до 3,1 млрд рублей – именно такой объем размещения дополнительных обыкновенных именных акций общества был в прошлом месяце принят акционерами авиакомпании.

В свою очередь, источники, близкие к перевозчику, утверждают, что вопрос с госгарантиями можно считать решенным.

«Фактически Минэкономразвития было единственным противником выделения госгарантий, но и от него было в итоге получено принципиальное согласие. О том, что вопрос решен, говорит и поведение кредиторов. «Альфа-Банк» не смягчил бы свой напор, если бы не были достигнуты четкие договоренности. Велика вероятность, что погашение долгов пойдет по обозначенному ранее плану», – рассказал собеседник издания.

Отметим, что план подразумевает целый комплекс мер: так, акционеры «ЮТэйра» одобрили увеличение уставного капитала компании на 3,125 млрд рублей, привлечение синдицированного кредита на сумму не более 29,5 млрд рублей сроком не более 7 лет и ставкой не выше 14%. Согласно данным компании, в качестве кредиторов рассматриваются Сбербанк, Банк «Россия», «Ханты-Мансийский банк Открытие», «Московский кредитный банк», «ЮниКредит Банк», «Альфа-Банк», «Сургутнефтегазбанк» и другие.

По сути, эти же кредиторы, согласно данным собрания акционеров авиакомпании, могут предоставить «ЮТэйру» синдицированный кредит на сумму 27 млрд рублей на 12 лет со ставкой не более 0,01%.

При этом часть средств, которые авиакомпания планирует привлечь в рамках кредитов, может быть заменена размещением документарных процентных неконвертируемых облигаций общества. Согласно решению собрания акционеров, общая номинальная стоимость облигаций должна составлять не более 27 млрд рублей, срок погашения не больше 12 лет, а ставка любого купона по облигациям – не более 0,01%.

Также акционеры утвердили привлечение средств Сбербанка на 18,6 млрд руб. под 14% и сроком на 7 лет. И договор новации, который фактически пересматривает обязательства «ЮТэйра» по погашению векселей, держателем которых является ОАО «Сургутнефтегаз». В план, конечно, входит получение госгарантий на сумму порядка 19 млрд рублей.

Глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов

Как отмечают источники издания, вероятность того, что регионы снова придут на помощь «ЮТэйру», достаточно велика, несмотря на непростые бюджеты, многочисленные претензии со стороны властей к руководству авиакомпании и оценки ее деятельности участниками рынка.

Собеседник издания в департаменте финансов одного из регионов отмечает, что «Сургутнефтегаз» (главный акционер «ЮТэйра» – НПФ «Сургутнефтегаз», 60,67% акций, основной учредитель фонда – ОАО «Сургутнефтегаз») в текущей ситуации остается чуть ли не единственным серьезным источником пополнения бюджета региона.

Другой высокопоставленный чиновник в тюменском правительстве утверждает, что генерального директора ОАО «Сургутнефтегаз» Владимира Богданова и губернатора Тюменской области связывают давние товарищеские отношения, которые тянутся еще с тех пор, когда Якушев перешел в команду Собянина. Главу ХМАО-Югры Наталью Комарову с Богдановым, по словам чиновников, связывает не только активное сотрудничество, но и, как утверждают ряд политологов, определенная необходимость, «завязанная на контроле за муниципальной властью Сургута».

Впрочем, даже эти связи, по словам собеседников, не объясняют в полной мере два вопроса: «почему когда регионы переживают достаточно непростую ситуацию с бюджетами, они вынуждены еще и помогать коммерческой структуре, имеющей среди владельцев структуру «Сургутнефтегаза», и почему последним не приняты никакие меры в отношении руководства авиакомпании, в частности, гендиректора Андрея Мартиросова

Гендиректор «ЮТэйра» Андрей Мартиросов

Отметим, что общий долг «ЮТэйра» перед кредиторами сейчас составляет порядка 80 млрд рублей. При этом согласно промежуточной бухгалтерской отчетности ОАО «Сургутнефтегаз», чистая прибыль компании за январь-март 2015 года составила 140,296 млрд рублей. Более того, по итогам 2014 года ОАО «Сургутнефтегаз» (считается подконтрольным Владимиру Богданову) получило рекордную по МФСО прибыль 884,8 млрд рублей.

Между тем ни в правительстве Тюмени, ни в правительстве ХМАО «Правде УРФО» не стали комментировать данных обстоятельств деятельности перевозчика.

Остается добавить, что новые вложения регионов, по мнению экспертов, могут не достигнуть ожидаемых результатов, поскольку есть много вопросов к хозяйственной модели авиаперевозчика. Как писала «Правда УРФО», многие специалисты скептически смотрят на будущее компании даже с учетом госпомощи.

«Да, им помогут финансово. Решение правительства по этому вопросу вроде бы как принято, но эксперты в авиации говорят, что та хозяйственная модель, которая существует в «ЮТэйре», несостоятельна. В рамках нее вряд ли можно вылезти из долгов. Свои позиции они, вероятно, уже не восстановят», – считает руководитель профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук.

Отметим, что по данным источников издания, скептицизм экспертов, претензии со стороны региональных властей и ухудшающееся из квартала в квартал финансовое положение авиакомпании так и не отразились на руководстве «ЮТэйра».

«Вопрос смены Мартиросова в компании даже в закрытом формате не поднимался», – утверждает источник в «Сургутнефтегазе».

В свою очередь, высокопоставленный чиновник в тюменском правительстве уверяет, что гендиректору «ЮТэйра» в частных беседах не раз указывали на перекосы, которые допущены им при управлении компанией, вплоть до потери части тюменского рынка. Однако позитивные подвижки так и не были достигнуты.

Отметим, что чиновники также указывают, что область уже принимала шаги для поддержки авиакомпании, в частности, одобрив покупку одной из «дочек» перевозчика, которая занимается обеспечением деятельности в аэропорте Рощино.

«Правда УРФО» следит за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни